До революции и после: как выглядел дизайн интерьера в 19 веке
В этот раз предлагаем окунуться в историю: в материале расскажем, как выглядел дизайн интерьера начала 19 века. Дизайнеров интерьера в современном понимании тогда, конечно, не существовало, но мы попробуем пофантазировать: чем они занимались, что делали, и что в итоге получалось.
С некоторыми скрытыми сложностями профессии дизайнеры интерьера, а точнее те, кто занимался чем-то похожим, наверняка сталкивались и тогда. Предлагать свои услуги другим, рассказывать о себе, работать с клиентами — все это было сложно и в то время. А вот современных трудностей вроде специальных программ еще не было.
Содержание
Что скрывалось за фасадом роскоши?
Русский интерьер 19 века, особенно в домах состоятельных граждан, нес в себе не только отражение эстетических вкусов. Ремонт и обустройство жилища были не просто практической необходимостью, но еще и мощным инструментом демонстрации статуса и благосостояния. Чтобы устраивать в своем доме званые ужины, танцы и приемы, приходилось подстраивать дизайн под тогдашнюю моду.
За фасадом роскоши часто скрывались компромиссы, не всегда удобные для самих хозяев. Помещения можно мысленно разделить на парадные и личные покои: вот как отличалось их оформление.
- Парадные комнаты. При оформлении таких помещений стремились произвести впечатление на гостей любой ценой. Их обычно располагали вдали от личных покоев, четко разграничивали пространства по назначению. Для повседневной жизни такие комнаты использовали редко: чаще они служили для приема гостей.
- Личные покои. Здесь практически все зависело от желаний и возможностей хозяина. Если денег было немного, а вести активную социальную жизнь было нужно, экономили именно здесь. Личные покои могли комплектовать более простой мебелью, а вместо паркета, например, укладывать дощатые полы.
Оставь заявку и получи подарок - гайд "Принципы хорошей планировки"
Заполни данные и получи ценный подарок — гайд «Принципы хорошей планировки»
Дореволюционный минимализм
А вот в домах людей попроще самый распространенный «дизайн интерьера» того времени заключался в полном его отсутствии: своего рода дореволюционный минимализм. Деревянные дома без обоев и тем более без паркета: хорошо, если был хотя бы дощатый пол, а не просто утоптанная земля.
Чуть более цивилизованным вариантом считались оштукатуренные и покрашенные стены. В деревенских домах это было редкостью, а вот в мещанских решение встречалось гораздо чаще. Это был экономный, но вполне пристойный способ обустроить жилище.
Украшение стен
Однако существовали и более изысканные варианты отделки. Например, обои. Но в те времена это понятие было гораздо шире. Изначально обоями вообще называли ткани, которыми обивали стены: то есть происхождение слова буквальное.
- Тканевые. Например, штофные обои — полотна на тканевой основе, крепились гвоздиками. Изначально — привилегия состоятельных домов. Часто и для стен, и для мебели в этом случае использовали один и тот же материал. Был популярен кретон, ситец.
- Бумажные. Появились в Европе в XVIII веке, а к XIX доехали и до России. Такие могли стоить дороже штофных, но были практичнее. Изначально продавались отдельными листами, а позже — рулонами. С развитием печати стали еще доступнее и дешевле.
Плитка, потолки и полы
Плитка тоже нашла широкое применение в интерьере 19 века в России. В первую очередь ее можно увидеть в облицовке печей. Привычный функционал она начинает нести ближе к началу следующего века: именно тогда широкое распространение получает напольная плитка. Ее образцы до сих пор можно увидеть в парадных старых домов Санкт-Петербурга.
Потолки чаще всего просто красили краской или побелкой с добавлением клея: это укрепляло покрытие и позволяло побелке меньше осыпаться. Решение получалось практичным, но процедуру приходилось повторять примерно раз в год: за это время потолок успевал испачкаться нагаром, сигаретным дымом и другими малоприятными вещами.
Дощатый пол был самым распространенным и доступным вариантом. Паркет — более дорогой и престижный вид отделки. Его укладывали в основном в богатых домах, в парадных комнатах.
А вот вам интересный факт про линолеум: на самом деле в мире эта новинка появилась как раз в конце 19 века. В России стать популярной в это время она не успела: в лидеры производства страна выбилась только ближе к началу следующего столетия.
Потолки же, как правило, просто красили, добавляя в краску клей. Такое покрытие было практичным и позволяло поддерживать чистоту, что было особенно важно в домах со свечным освещением. Роспись на потолках встречалась крайне редко.
Мебель и декор
В XIX веке происходит смена стилей и подходов к обустройству интерьера. Интерьер русской усадьбы 19 века претерпевает значительные изменения. К началу века в том, что касается стиля мебели и декора, господствовал ампир. А вот дальше русский дизайн интерьера на всех парах устремился к модерну: мебель обрела более грузные, массивные формы.
Что интересно, такую же тенденцию можно наблюдать и в зонировании. Постепенно снижалась значимость парадных комнат: их переставали настолько сильно выделять на фоне личных покоев. Дворянский интерьер 19 века волей-неволей сделал шаг в сторону комфорта.
Российская эклектика
Дворянский интерьер начала 19 века мог сочетать и несколько разных стилей: не все слепо копировали ампир. Так, в некоторых частях страны была популярна мебель в стиле Буль (по фамилии автора). Это были деревянные предметы мебели с инкрустациями из латуни, бронзы и совсем уж экзотических материалов вроде панциря черепахи.
В некоторых домах веком раньше можно было заметить и китайский стиль шинуазри: он был особенно популярным во времена Екатерины II. Китайский дворец, построенный специально для нее, открыт для посещения как музей. Основной стиль дворца — рококо. Но если прогуляться и присмотреться повниматильнее, можно обнаружить несколько помещений в китайском стиле шинуазри.
Краткое содержание
- В 19 веке в России не было профессиональных дизайнеров интерьера в современном понимании. А оформление дома было не только практической необходимостью, но и способом демонстрации статуса.
- Дома состоятельных людей часто делились на парадные (для гостей) и личные покои. Парадные комнаты отделывались более роскошно, служили скорее для впечатления. Личные покои чаще оформлялись в соответствии с желаниями и возможностями хозяев.
- Плитка использовалась в основном для облицовки печей: напольная в привычном понимании стала популярной ближе к концу века.
- Потолки чаще всего красили краской или белили с добавлением клея.
- Дощатый пол был самым распространенным и доступным вариантом. В домах подороже встречался паркет.
- В начале века господствовал ампир, но затем стиль интерьера устремился к модерну, с более массивной, комфортной и практичной мебелью.
- Аналогичные изменения произошли и в зонировании: снижалась значимость парадных комнат, и такой разницы в дизайне (по сравнению с личными покоями) уже не было.